История советской литературы
– Ну, чего вам? – недовольно спросил Репин, не отвечая на приветствие приятелей.
– Илья Ефимович, хотим спросить, какой по цвету бывает снег? – обратился к хозяину дома Корней Иванович.
– Только не белый! – и Репин захлопнул дверь…117С писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным познакомился тоже после того, как по просьбе Ивана Стаднюка написал предисловие к однотомнику его прозы «Мать-мачеха», вышедшему в издательстве «Московский рабочий» в 1969 году. Помимо автобиографического романа, давшего название сборнику, в него вошли такие прекрасные его рассказы, как «Варвара Ивановна», «Каравай заварного хлеба», «Закон набата», «Моченые яблоки» и многие другие.
Рассказы как бы продолжали заявленную в лирических повестях «Владимирские проселки» и «Капля росы» тему возвращения к отчему краю, к родной земле, то есть к теме, ставшей в 1960-х годах одной из ведущих в русской прозе.
У Владимира Алексеевича она наделялась не просто ностальгическими переживаниями человека, ушедшего из села в город, но и открытиями богатств родной природы и творческого духа. Именно так прочитывались его «Письма из русского музея», «Черные доски», «Третья охота».
Об этом у нас шел разговор, когда я лично встретился с Солоухиным в доме творчества Переделкино.
Мы шли по одной из дорожек парка, когда к нам подошел молодой человек и, протянув рукопись, попросил:
– Владимир Алексеевич, если можно, прочитайте, пожалуйста, мой рассказ с карандашом.
Солоухин тут же нашелся:
– А у тебя что, карандаша нет?!..Известный поэт Евгений Михайлович Винокуров, автор одной из популярных песен «Сережка с Малой Бронной», сборников стихов «Харакетры», «Жребий», «Равноденствие» и других, любил рассказывать эпизод из одного своего заграничного путешествия.