Никогда не забыть
Карл Брюллов написал много превосходных портретов. Большие парадные, импозантные, «сюжетные портреты светских красавиц - явление больше уже не повторявшееся в русском искусстве. Они нравятся нам по-другому, чем те времена: мы не воспринимаем их слишком всерьёз. В их роскошности есть что-то наивное, но тем-то они и привлекательны. Картина «Всадница», изображающая молодую даму на прекрасном коне и встречающую её маленькую девочку, - одно излучших произведений Брюллова. В 1832 году по желанию графини Юлии Павловны Самойловой Карл Брюллов выполнил портрет её воспитанниц Джованины Пачини и Амацилии Пачини.
Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора, друга Ю. Самойловой Джованни Пачини. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованнине Кармине Бертолотти и она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой. В списке, который вёл сам художник, он пометил «Жованин на лошади». Жанр конного портрета или скульптуры был моден при изображении венценосных особ кторых никогда не забыть. Брюллов, нарушая этот официальный канон, придал царственную позу молоденькой воспитаннице Самойловой, которая восседает на вороной лошади. В чертах её лица есть ангельская отрешённость, кажется, она вместе с развевающейся лентой на шляпке и пышным бело-голубым костюмом амазонки вот-вот улетит в поднебесье. При этом мастер вписывает фигуру девушки в картину, обладающую цельным сюжетом, полную красочных контрастов.
Джованина Паччини на портрете показана в модном, богатом и элегантном костюме всадницы, парчовой блузе с пышными до локтя и узкими до запястья рукавами, кружевным воротником, длинной, ниже пят, юбке, что отражает достаток и изысканный вкус её владелицы. Аккуратно завитые локоны, мягкие черты лица, лишь слегка повёрнутого вбок, контрастируют с движением, наполнившим всю картину. Весь сюжет как бы подчёркивает бурлящий эмоциями внутренний мир всадницы, но, скованная условностями дворянских приличий, она не проявляет этого в выражении лица. Художник разворачивает перед зрителями сцену утренней прогулки, когда, проскакав по росистой дорожке под тенью столетних деревьев, Джованина останавливает скакуна у мраморного „подъезда дома её приёмной матери. Счастливая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой и ветром в лицо. А вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы. Чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнёт верхушки деревьев; бегут по небу облака: всё возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Услышав стук копыт, из дверей выбегает Амацилия Пачини, похожая на куколку в розовом платьице, кружевных панталонах и зелёных атласных туфельках. Она восхищена старшей подругой - объектом её детского обожания. Вместе с девочкой на крыльцо выбежала собачка, на ошейнике стоит фамилия заказчицы. Перед нами - романтическое повествование об тихих зорях и упоительных радостях юности.
Поражают контрасты цветовых решений, в которых красный цвет сочетается с коричнево-бежевым, темно-коричневый, почти чёрный - с голубовато-лунным, свинцово-серый - с жёлто-голубым, бело-розовый с чёрно-синим, а чёрный - с жёлтым. Восторженные итальянцы сравнили К. Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение от необычности произведения. Конный портрет всегда был парадным. Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, - человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, - девушка вернулась домой с прогулки. В этой работе Брюллов окончательно соединил парадный портрет и бытовую сцену: порыв, прелесть детства. Полотно долгие годы находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 г., незадолго до смерти разорившейся Самойловой. А в 1893 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова.