Передачи


Читает автор


Память о Роберте


Народный поэт


На эстраде

Роберт Рождественский - всенародное признание

Стихи Роберта Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века. Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения. Это десятилетие было очень плодотворным для молодого поэта. В 50-е – начало 60-х выходят его сборники: «Флаги весны» (1955), «Испытание» (1956), «Дрейфующий проспект» (1959), «Ровеснику», «Необитаемые острова» (1962), «Радиус действия» (1965).

Поэзии 60 – 70-х годов присуща высокая гражданственность, а также тревога за будущее человечества. И не только из-за издержек научно-технического прогресса, но и вполне реального ядерного конфликта. Вот почему так настойчиво повторяется антивоенный призыв. Эти мотивы взволнованно и страстно звучат в цикле «На самом Дальнем Западе» (1963-65). В это время Рождественский активно занимается общественной работой. Поэту было тридцать лет, когда он стал вторым секретарём Московской писательской организации. Ему нравилась эта работа из-за того, что он мог помогать людям.

Однажды Рождественский отвёз в Испанию работы замечательного художника Саввы Бродского, после чего испанская Академия искусств присвоила художнику звание академика. Роберт Иванович сделал это, никому ничего не сказав. Просто считал, что так нужно. Рождественскому было свойственно желание прийти на помощь, столь редкое как в писательской среде, так и у обычных людей.

Он принимал большое участие в судьбе Высоцкого, который был невероятно популярен у поклонников его таланта, но совершенно не в чести у власти. Когда умер Высоцкий, Роберт Рождественский обошёл немало инстанций и добился, чтобы ему разрешили издать книгу стихов Высоцкого. Составить книгу было не просто. Роберт Иванович не раз говорил: «Ничего не получается: песни поются, а стихи – не читаются…» Он долго работал, прежде чем книга получилась. Перебрав множество вариантов, он решил назвать её «Нерв».

Роберт Рождественский много сил и времени отдал сохранению творческого наследия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама. Ему удалось отстоять дом Цветаевой, а также добиться издания двухтомника Мандельштама. Кроме того Рождественский долгое время вёл программу на телевидении, которая называлась «Документальный экран». Благодаря этой передаче удалось раскрыть таланты нескольких провинциальных режиссёров, которые без участия в ней остались бы никому не известными.

Среди разнообразного творчества Рождественского особенно можно выделить поэмы. Поэма «Реквием», написанная в 1961г. сразу получила широкую известность. В этом произведении, посвящённом памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны, нашли отражение страдание и героизм военных лет. «Реквием» был положен на музыку Дмитрием Кабалевским. Среди лучших поэм Рождественского – «Письмо в тридцатый век», «Посвящение» (1969) – о подвиге Ю. Гагарина. Поэту была присуждена Государственная премия СССР (1979).

Но всенародную известность Рождественский получил как поэт-песенник. Многие его песни были очень известны и популярны в 60-70-80-е гг. Помнят и любят их и сейчас. Песен, написанных Рождественским в соавторстве с талантливыми композиторами великое множество. Точное их количество назвать сложно. Если вспомнить хотя бы по одной строчке из самых известных, их наберётся более трёх десятков. Вот некоторые из них:

«За всё тебя благодарю»,

«Не надо печалиться»,

«Я, ты, он, она, вместе – целая страна»,

«Позвони мне, позвони»,

«Мои года – моё богатство»,

«Огромное небо» и многие другие.

Самую первую песню поэт написал вместе с композитором Александром Флярковским в 1955 году. Песня, представленная на конкурс молодых композиторов, получила первую премию. Называлась она «Твоё окно». С тех пор в соавторстве с такими известными композиторами, как Никита Богословский, Георгий Мовсесян, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, Арно Бабаджанян, было написано много песен. Судьба их была неодинаковой. Одни из них смолкли, едва родившись, другие, а их большинство, стали известными, популярными. С композиторами у Роберта Рождественского в основном складывались дружеские отношения. Близко дружил он с Арно Бабаджаняном. Это был необыкновенно интересный, талантливый человек. Рождественский и Бабджанян жили в соседних дворах.

Роберт Иванович приходил к нему, Бабаджанян садился за рояль – обычно в пижаме (только потом друзья узнали, что композитор очень тяжело болел. Он долго боролся с тяжелой болезнью – раком крови), и начинал играть Он играл, а Рождественский набрасывал черновой вариант текста с грамотными ударениями, чтобы сохранить нотный рисунок. А потом дома работал уже над окончательным вариантом текста. Поэт всегда очень увлеченно работал над песнями Арно Бабаджаняна.

Через несколько дней после прослушивания, на стол композитору ложилась уже готовая песня. В основном они писали песни для Муслима Магомаева. Одно время сложился триумвират: Магомаев, Бабаджанян, Рождественский. Певец часто повторял, что стихи Рождественского очень легко петь – они тут же запоминаются. Именно с песнями этих замечательно талантливых людей к Муслиму Магомаеву пришла слава. В 60-е годы песни «Чертово колесо», «Свадьба» звучали по радио, на танцплощадках, их полюбила и запела вся страна.

Во многих случаях песни писались для кинофильмов. Рождественский, работая над такими песнями, вникал во все детали сценария, общался с режиссёром, актёрами, играющими в фильме, чтобы передать характер героя через песню.

Так, замечательная песня «Эхо любви» возникла после общения с актёром Евгением Матвеевым, много рассказавшем поэту о переживаниях своего героя. Анна Герман, получив в Варшаве ноты и текст этой песни, тут же отправила телеграмму композитору Евгению Птичкину: «Готова немедленно вылететь для записи». Песню эту она исполнила вместе с Львом Лещенко. Песня давно уже оторвалась от фильма и живёт своей жизнью более 30 лет.

Молодое поколение, выросшее на других фильмах, ничего не знает о киноленте «Любовь земная», но эту удивительно трогательную, щемящее нежную песню помнят и любят. Звучала она и в проекте «Старые песни о главном». Песня живёт, потому что она трогает душу, близка и понятна каждому.

Ещё в песнях Рождественского много неба. Листаешь сборники его песен, и какую ни откроешь – непременно либо фоном, либо в качестве главного – небо. У поэта есть такие замечательные песни: «Люди глядят на небо», «Синева», «Огромное небо».

Интересна история создания песни «Притяжение Земли». Над ней Рождественский работал вместе с Давидом Тухмановым. Композитору не нравился текст. Ему казалось, что слова не совсем точно ложатся на мелодию. И Тухманов каждый день звонил Рождественскому в Юрмалу, требуя переделать то одну, то другую строчку. Это было очень тяжело. Рождественский не раз говорил: «Всё. Больше не могу, я брошу!» Но его уговорили друзья: «Песня такая хорошая. Ну помучайся ещё немножко!» В результате эта песня в исполнении Льва Лещенко звучит вот уже 30 лет.

О песнях, написанных Рождественским можно говорить и слушать их бесконечно. Все они такие разные и по настроению, и по тематике. Но всё же они узнаваемы. На них лежит неизгладимая печать индивидуальности поэта. И мы в состоянии узнать: вот эта песня Рождественского. И это замечательно. Песни, многие из которых написаны более 30 лет назад, продолжают звучать и сейчас. Их помнят и любят.

Последние стихи Рождественский написал незадолго до своего ухода. Он писал про свою болезнь, про то, как она изменила его жизнь, про то, что он должен оставить своих близких. Сборник вышел уже после смерти Роберта Рождественского. Поэт ушёл, но остались его замечательные стихи, песни. Вспоминаются строки, посвящённые памяти Арно Бабаджаняна, которые можно отнести и к самому поэту:

Я люблю эту жизнь.

И все песни свои

Я писал ради этой любви…

Вы не верьте в мою немоту.

Даже если я вдруг упаду...